Отчет о водно-моторном путешествии на юге Таймыра
Дата: 5-20 июля 2009 г.
Турист Михаил Киряк
Автор: Михаил Кирьяк (Абакан)
Об авторе: 52 года, пенсионер, проживает в г. Абакан.
Предмет
Озеро Кета расположено за полярным кругом на юге Таймыра, в 160 км к востоку от Норильска. Это второе по величине озеро на плато Путорана, абсолютно незаселенное, протянувшееся с запада на восток более чем на 90 км, при ширине от 3,5 до 14 км. Площадь 452 км2.Лежит на высоте 93 м, между западными отрогами плато Путорана. Питание снеговое и дождевое. Из озера вытекает р. Рыбная - приток р. Норилка (бассейн озера Пясино).Рыбная-протяженность 135км,в 45км от Норилки находится основное препятствие на Рыбной - порог Орон из 3 ступеней.1ая и 3я ступень попроще,вторая ступень: ряд крупных плит известняка, пересекающих реку. Порог заканчивается водопадом около 3 м.
История вопроса
Озера Лама,Капчук,Глубокое,Собачье-это всё жемчужины юга Таймыра.Озеро Кета в этом ряду стоит особняком.Дело в трехступенчатом пороге Орон на речке Рыбной,именно этот замок надежно хранит красоту озера от водномоторников.С другой стороны её охраняет норильский авиаотряд - час полета на Ми-8 летом был 115 000р.Авиаотряд вообще всю природу Таймыра бережет,никаких заповедников не надо.Пройти на Кету удавалось раньше моим знакомым вшестером на трех моторных лодках, впечатлений было море. Была и у меня в свое время моторка,но ходил в основном на Собачье, а потом забросил это дело.Не хотелось покинуть север не увидев Кеты,купил в 2008 короткую и легкую надувнушку с пайолами высокого давления "Stingray-265KIB" ,четырехтактный мотор "Tohatsu-MFS6",мотор возврата двухсильную Ямаху и сразу пошел на Кету.Очень удачно получился обнос Орона-выпил походный коньяк с экипажем лодки из Норильска,познакомился,не успел протрезветь,а у меня уже новый попутчик,сильный и крепкий парень Андрей.Ходками по 40-50кг он практически в одиночку перенес по берегу все вещи,затем коньяк закончился и он отказался от дальнейшей поездки.Поднялся я тогда почти до Кеты,не хватило 17км-от винта остались одни ошметки,перекаты не берутся.Провел несколько дней в избушке и пришлось возвращаться.Обратный перенос был ещё более удачный-перевезли на пневматике добрые люди по коньячной схеме, но за бензин.Вторая попытка также была разведкой.Вышел 28 июня 2009г,дошел до Орона и попал после снега с дождем под газовую атаку норильского комбината.Перетаскивать вещи в газу не было ни сил,ни возможности,к тому же взял немало лишнего,пришлось возвращаться.
Описываемая поездка уже третья попытка
Подготовка
Накупил винтов,лодку снабдил колесами для перевозки,добавил к моей короткой лодке транцевые плиты и сделал самодельный выносной транец.Задача всех этих переделок-улучшить ходовые качества и поднять порог нагрузки для выхода на глиссирование.Четырехтактный мотор 6лс слабоват для моей плюшки,но дает очень большую автономность.Продуктов взял по своей старинной схеме:чай,сахар,рис,гречка,тушенка,бородинский хлеб и соль,-основа рациона.На пробу прихватил несколько сухих пайков.Для навигации была КПКашка с GPS и самодельными картами с "гугла",но весь маршрут был уже давно забит в голову во всех подробностях.
Поход
5 июля
17.20 старт с лодочной станции Валек со 152кг груза.Общее водоизмещение 310кг с моими упакованными 93кг замечательного человека в сапогах.На судне 75л бензина и 32кг продуктов.Норилка тихая,прекрасная солнечная погода,полярный день.Множество раз поднимался я по этой реке,но путь лежал в Талую и дальше по великим норильским озерам Мелкому,Ламе,Глубокому и моему любимому Собачьему…
На полном газу даю около7км.ч. против течения,через 15км в 19.50 вхожу в Рыбную.Рыбная в нижнем течении спокойная,небыстрая речушка с низкими берегами.Путь до Орона проходил совсем недавно,помнится в малейших деталях.
6 июля
2.50 прибытие к первому Орону,9ч50мин на 60км пути.Небыстро,однако неделей раньше шел 16ч в газу,на перекатах стоял часами.За несколько км до Орона скорость течения увеличивается,местами подолгу шлифую речку,приходилось вылизывать перекаты под берегом по кромке слива,насколько позволяет глубина,затем в последний момент резать угол и уходить на струю.Перетаскал вещи на берег,где начало тропы пневматиков,поставил там малую двухместную палатку,быстро приготовил что-то на газовой горелке и отбой.Встал в 10,в 11 начал переноску.С самого начала решил ограничиться рабочим днем,таскать не больше и не меньше 8ч в день,благо времени и продуктов хватает,торопиться некуда.Задача минимум-дойти до Кеты и заснять её на память.Поставил в районе 2ой ступени Орона большую трехместную с тамбуром палатку,обозвал её базой и таскал вещи к ней.Дорога - убитая вездеходка,тундра размокшая,совсем недавно сошел снег,и ещё не везде.Зато погода прекрасная,солнышко,легкий ветерок,комара почти нет.За день перенес немало,осталось самое главное-лодка,мотор и часть бензина,всего на 90кг.Вечером пришла в голову одна идея,сходил к лодке с инструментами и перенес колеса с основного на выносной транец-так легче будет.
7 июля
Встал в 7ч,настроение небодрое,с тоской вспоминал Андрея и свои 25 лет.Но делать нечего,с 8 до 16 у меня сегодня смена.К 12ч дотащил всё добро до промежуточной базы.Лодку с мотором и грузом тянул на транцевых колесах.Дорога разбита,местами просто болото,колеса вязнут,иногда вся конструкция заваливается набок.А тащить-то всего километр с небольшим!А впереди ещё такой же километр. Перенес малую палатку на место окончания волока к началу первой ступени,удобно иметь точки отдыха после перетаскиваний.Вечером сделал из выносного транца и колес для перевозки лодки тележку для перевозки мотора отдельно.Хоть и весит 26кг,но на себе таскать не хочу,а с лодкой вместе в горку и по болоту не утяну.
8 июля
Встал в 8ч,с 9ч на работу.Потащил мотор на самодельной тележке к финишу.Кругом красотища,насколько хватает глаз палки бывших лиственниц,вдалеке дымит родной комбинат.Птички какие-то поют в одном и том же месте,когда прохожу мимо.Причем поют как-то издевательски и сами какие-то странные,с длинными и кривыми клювами.На всякий случай я их прозвал сильногнутоклювами...Мотор почти дотащил и тут сломал выносной транец.О,горе мне!Никогда я не увижу Кеты,никогда не перетащу лодку...Остальное в этот день таскал на плечах,перенес все 65л бензина.Вечером лежал в палатке,слышу голоса,просят меня выйти.Был удивлен,но ещё больше удивился,когда вылез из палатки.Передо мною двое автоматчиков в форме транспортной милиции и один деятель непонятной силовой принадлежности в камуфляже то ли с трезубцем,то ли с крючками на шевроне.Представились,оказался рейд рыбоохраны под прикрытием,а не конвоирование ОУНовца.Спросил у них,где же налоговая,пожарники и кто-нибудь из ЖЭКа,они в ответ поинтересовались,где мои напарники и тоже были удивлены.
9 июля
Встал в 8ч,ощущение разбитости и усталости,с утра жарища,комар идет всё больше и паутов что-то больно много.Зато перетаскал абсолютно всё к финальной точке волока.Рабочий день закончился,решил поработать сверхурочно.Уже можно стартовать на лодке,но через 7км двухступенчатый мощный перекат в районе впадения Мокутея,лодкой не пройду,тоже волок.Разбил груз на две части для увеличения скорости лодки и начал переброску к следующему препятствию.К вечеру перевез всё к точке упора и поставил базу у Мокутея на финише всех мучений.
10 июля
Спал плохо и мало,встал в 8 и за работу.Жара.Надо было работать в ночные смены!Но днем в палатке тоже спать невозможно,сауна.Таскал вещи и лодку.Можно было бы провести вдоль берега,но велик риск повредить днище и борта о камни,одному надежнее перетаскать.Последний волок легкий:каменистый,ровный пляж из плит известняка и небольшая тропинка на последних 80м по высокому левому берегу.В голове какая-то дебильная мелодия,причем в прошлом году в том же месте была та же самая!Чудно.
Увидел ящерку на камнях пляжа.Очень юркая,шустрее материковских,первый раз за 30 лет в Норильске видел ящерицу.Жаль заснять не получилось.К вечеру был снаряжен и упакован для дальнейшего движения,в 19.15 стартовал.Потрачено пять суток,чтобы добраться от Валька до Мокутея.Что-то делаю неправильно,или просто дохловат для таких вещей,но это очень много.Чайник я,наверное,хорошо,что торопиться некуда.
11 июля
Рыбная после Мокутея некоторое время достаточно быстра,а затем снова приобретает спокойный характер лишь с одним небольшим перекатом после Омне.Из Омне вытекает мутные струи,выше вода на Рыбной чистая,как и положено подобным речкам. Бесконечные повороты на 180,черные палки бывших деревьев по берегам,но зато тащить никуда ничего не надо,мотор рокочет за спиной.В 3 ночи подошел к избе в 40км от истока Рыбной.Изба с воды не видна,но знал её ещё по прошлогодней поездке.Пора и поспать,в избе очень комфортно,но поспать не вышло,не дали пара комаров.Воют и воют,какой тут сон…В 6 утра снова пошел.В 30 км от Кеты начинается последний и самый веселый для водномоторников участок Рыбной.Начинается с затяжного и достаточно длинного переката,взял его двумя перегрузками,с полным грузом даже можно было не соваться.Утопил пассатижи и забыл фотоаппарат на старте перевозок.Сходил за ним по берегу,не было желания на лодке повторять маршрут.Дошел до избы в 20км от Кеты,изба никакая,но база там замечательная,окон нет,значит и комаров днем нет.Поднялся туда с большим трудом-течение достаточно сильное,с полным грузом не вытягиваю.Отсюда буду перебросками идти к финальной цели,самому озеру.Разделил груз на три части,кинул первые 42 кг в лодку и пошел.Лодка глиссирует устойчиво,скорость для меня новая.Сразу был сильный перекат,чуть позже проскочил и место моего прошлогоднего достижения.На правом берегу осталась дорогая мне изба с газетами и журналами за 1989-1992 года для растопки.Сколько нового я тогда узнал в избе о перестройке,ускорении,народных депутатах и демократии! До сих пор не уверен:нужнали нам рыночная экономика?Прошел мощный перекат метров на 200 с валунами и ровной глубиной,без канав.Четко видно,что поднимаешься в горку.Опять опасно рядом облизывал берег,кромки слива там нет,но течение под самым берегом всё равно чуть потише.Высоко поднялся под правым берегом,затем ушел под левый и оказался на 15м ниже,но там уже был выход,просто сильно снесло струей по центру.Начиналась неизвестная мне Рыбная.Откуда ни возьмись деревья появились,комбинат что-то недосмотрел.Уток множество,орланы,гуси.Красотища.Через 2ч 10 мин уперся в перекат в 3 км от Кеты.Перекат самый мощный из всех,которые я когда либо пытался брать под мотором,даже Нахта спокойней,не говоря уже о Муксунке а Талая просто пруд.Косой стол переката обрывается уходом в мощный слив вдоль правого берега со стоячими волнами,По левому берегу каменистая мель с валунами и обратка.Разогнался по кромке слива,выскочил на стол переката и замер,чуть-чуть не хватает скорости.Кустик на берегу начинает удаляться,мотор ревет,но без толку,сносит меня кормой на стоячую волну.Удалось вывернуться,ушел под левый берег,причалил.Никогда не увижу я Кеты...Остается совсем немного,но одному не протащить никакими силами.Или опять неделю-другую таскать по берегу.Сбросил груз,вернулся в избу.Там уже комар меня ждет но тут опять пришла в голову идея:поставил палатку на нары и спал в избе в палатке.Замечательно поспал,приснилась периодическая таблица преодоления перекатов.Накачал лодку до звона,снял транцевые плиты и поставил винт шаг 7 вместо скоростного 8.Казалось бы неправильно,но на дохлом моторе нужен упор винта ценой некоторого перекрута,нужно,чтобы волна переката не сшибала с глиссирования.
12 июля
В 3.51 начал очередную смену.Отгулов и двойной оплаты заработал уже достаточно,но жадность не дает покоя.Лодка летит,через 1ч30мин был уже у стоп-переката.Проскочил!Кустик на берегу вначале стоял неподвижно,потом потихоньку пошел!Через километр последняя изба перед Кетой и само озеро рядом,оставил груз у избы.Вернулся за вещами на стоянку и поднялся к месту вчерашнего сброса.Всегда оставляю на последнюю ходку одну из палаток и часть продуктов,так надежнее.В траве возле вещей обнаружил лягушку,крайне редкое на крайнем севере событие.Последний раз встречал лягушку под Кайерканом 29 лет назад.Перевез за день все через последний перекат,один раз со второй попытки,пришлось снова разгоняться.Пять подходов-три зачета.Скорость переката где-то 18-20км,я даю пустой 24км.ч.,отсюда и проблемы.Отдохнул немного в избе в палатке,понравилось,однако не время спать,-вперёд!В 17ч20мин Кета!Всего неделя и 150км на лодке под мотором пройдены.Маресьев,пожалуй,полз быстрее...На входе в озеро рассмотрел строения с флагом слева по курсу.Подошел,оказалось рыбточка рыборазводного цеха.Парни были удивлены моим появлением-они меня даже не слышали,сами по себе четырехтактники тихие,а ещё и хожу не на полном по озеру.Собака тоже меня за своего приняла,голос не подала.Познакомились,был накормлен и напоен вкуснейшим чаем и приглашен на ночевку.В этом году я первый визитер,а вообще туристы бывают,бывают и водномоторники,но одиночек они не видели.Рассказали мне подробно про дальнейшую заселенность озера и все озерные новости за год.Очень душевные люди Виктор и Андрей.Однако надо идти дальше,теперь задача минимум- дойти до середины.Вышел в озеро и пошел вдоль берега вглубь.Озеро в этой части напоминает Ламу,но более широкое,горы далеко отходят от берегов.Погода прекрасная,штиль,это всегда настораживает.Сам попадал на Ламе в шторм с полного штиля за 10минут,потому и облизываю берег,не режу углы от мыска к мыску.Лодка моя полностью безопасна,но очень некомфортно болтаться в ней по волнам.Хотя бакланы садятся на воду,а перистых облаков ярко выраженных не видно,значит как минимум полчаса штиля в запасе есть.Рыба играет,единственное озеро,где рыбу наблюдал с прямо с лодки на ходу,слишком её там много.Видел прыжки нескольких тайменей:серебристые бревна из воды выскакивают,как неисправные ракеты "Булава".По левому борту проплывают заброшенные избы рыбточек,изредка попадаются навстречу льдинки,озеро всего несколько дней назад освободилось.Прозрачность воды поразила,пожалуй даже прозрачней,чем на Собачьем,белые наплава сетей видны метров на 25,а то и глубже.Километров через 20 увидел моторную лодку на берегу,пристал.Большая изба,рыбточка,но все недавно улетели,видно борт приходил неожиданно,даже мотор с лодки не сняли,да и бензопилу не убрали под навес.Раз хозяев нет не захожу,пустым любопытством не страдаю,а помощь мне сейчас не нужна.Иду дальше.
13 июля
В 4.10 дошел в залив Кетаонган,практически середина водоема,по моему берегу перешеек речки Тонель и путь в озеро Накомякен.Такое небыстрое продвижение следствие экономии топлива,шел в четверти газа в водоизмещающем режиме,ведь на одних перегрузках на Рыбной пройдено лишних 150км.Передо мной рыбточка,собаки на берегу.Меня облаяли ещё за километр,пристал,лаять сразу перестали,машут хвостами.Подошел к избе постучал негромко,затем в окно.Ноль эмоций,сам будить людей не люблю и ненавижу,когда меня будят.Видно парни утомились после проверки сетей,не буду мешать.Сел в лодку и отошел на мысок за 1,5 км.Поставил палатку и прекрасно отдохнул.Встал довольно поздно,на озере волнение,не сильно круто,однако лодку лучше не трогать попусту.Сходил пешком по берегу к рыбточке.Опять меня встретили собаки,но на сей раз были и хозяева.Встреча по высшему разряду,такое ощущение,что меня с кем-то путают.Виктор,хозяин рыбточки,взял землю и лимит на вылов рыбы.Рыбачит с напарником,котом и четырьмя собаками,одна из которых пекинес.Тоже,как и я,бывший работник комбината,и сейчас также на пенсии.И точно такое же отношение к комбинату:глухая и глубокая благодарность за то,что больше там не работаем.Вчера,перед моим приездом,вечером,приходил медведь.Сам Виктор на точке без ружья,считает,что так безопаснее.Пожалуй с ним соглашусь,ружьё летом в тундре источник опасности,не больше.Множество случаев пьяных разборок и случайных самострелов,а охотиться не на что.Медведю мы не нужны,он ходил на помойку и за рыбой.С ним замечательно справились собаки,умница Вега поставила своего 9ти месячного сына в центр,другого кобеля настроила сбоку,а сама напала сзади,цеплялась за ногу и шею,рвала куски шерсти.Мишка ревел и свалил несолоно хлебавши.Виктор рассказал порцию свежих озерных новостей и наказал передавать приветы дальше по ходу следования.Раз уж в центре озера то задача минимум-пройти его до конца.Сегодня паутов было невероятное колличество,а комара и мошки на таких озерах всегда немного.Свернул базу,зашел к Виктору,сделал у него сброс всего лишнего,взял с собой только на неделю продуктов и бензина до конца и обратно,и дальше в путь.
14 июля
Полярный день - это чудо.Лето остановилось и кажется всепроникающим.На озере между тем пошла легкая волна накатом с запада,вдоль озера.Волна неопасная,но здесь бывают и двухнедельные шторма,так что лучше идти быстрее к цели.Прошел однако недалеко,6 км,и пристал к очередной избе,волнение меня тревожило,решил переждать пару часов,может стихнет.Изба замечательная,хозяин отлучился в город по делам,отдохнул в ней до 4 утра.Накат не стихает,но и не усиливается,отойти от берега можно,озеро к тому же,сужается и слегка поворачивает,значит дальше будет тише.Рассуждая так тронулся в путь и к 7.15 подходил к берегу перешейка Кета-Тонель.Горы в этом месте снижаются в пологую перемычку.Раз уж здесь,то надо глянуть на озеро Тонель,больше такой возможности не представится.Подъём на перешеек не тяжелый,лиственницы,терраски,ручейки.Крутизна без груза берется легко,всего метров 200 по высоте всех препятствий.Через 2,5ч неспешного хода увидел Тонель.Озеро как озеро,Капчук красивее.Заснял на память и назад.Накат на озере пошел посильнее,но отойти от берега не помешает,встал в бухточке.Через несколько км пристал к базе экоэкспедиции 1985г.Пара домов,выломано всё,ни окон,ни дверей,ни нар,негде даже прилечь.А прилечь надо,засыпаю на ходу.Прилег на спасжилет возле лодки,выспался пару часов просто замечательно.Ветерок,ни паутов,ни комаров.Пошел дальше.В 21.15 подхожу к "москвичам",так на озере зовут московскую турфирму возле Токингды.Забрасывают бортом из Норильска желающих со всего света на рыбалку и отдых в Путораны.Условия у них для тундры просто прекрасные,дома и постройки меня приятно удивили.Познакомились и по накатанной схеме-прекрасно покормили и напоили замечательным чаем.Предлагали заночевать.Вот тебе и москвичи! В тундре все северяне.Однако от Токингды до конца озера остается пара десятков км,надо идти.В 23ч двинулся дальше,километрах в 10 от конца озера встретил лодку с кордона заповедника Путоранский с двумя егерями.Посоветовали быть осторожнее-медведей много в конце озера.Поблагодарил .
15 июля
Остановился в конце Кеты по правому берегу,чай,еда,малая палатка.С удовольсвием навернул здоровенного гольца из рыбы,которую мне дал Виктор в дорогу.В 3ч30мин отбой.Спал до 12ч30мин,выспался отлично.Раз уж я в конце озера надо сходить на Кутарамакан через перешеек,другого такого случая не будет.От моего места два перешейка к Кутарамакану,выбрал тот,где течет Орокан,общепринятый.Был наслышан об ивняке и тяжести маршрута,потому решил взять гористее и пойти терраской по склону.Поднялся лодкой под мотором метров на 50 по Орокану до первого переката,причалил, и пошел в гору.Возле самого Орокана ивняк могуч,путь для волока не годится.Однако мой маршрут по склону вообще оказался бредовым,никакой терраски я там не нашел,6,5ч продирался по каменистым осыпям с густым ивняком и чем выше тем хуже.Даже в армии после бегов в противогазе по полной боевой я так не выматывался.Поднялся уже выше седловины перевала на Кутарамакан,запас по высоте дело хорошее,всё-таки спускаться проще,но легче не становится.В 19.30 передо мной Кутарамакан.Ничего более красивого в жизни не видел,даже моё любимое Собачье уступает.Полчасика отдохнул,заснял озеро.Внизу кордон заповедника,который выглядит маленькой деревенькой,но идти туда в мои планы не входило-там пришлось бы ночевать,а это лишние сутки.В 20.00 тронулся в обратный путь.На сей раз взял порядка 800-300 м от подошвы склона по долине,оставляя Орокан справа.Довольно быстро нашел оленью тропу с лосиными следами.Сухой,ровный,сквозняковый путь,через 3,5ч неспешного хода я у лодки.
16 июля
Подъем в 12.30,сборы,укладка,подсчет бензина.Мне хватает на всех вариантах и на шторм и на глиссирование,это радует.В 13.20 начинаю обратный путь.Захожу на кордон заповедника в 10км от Токингды,знакомлюсь с егерями.Альбертыч,Володя и Олег-замечательные люди,опять меня с кем-то путают - еда,чай,пугают баней и ночевкой,с трудом от всего отказываюсь.Продегустировали с ними походный коньяк,послушал разных озерных новостей и дальше в путь.Захожу к "москвичам",которые вроде и не москвичи совсем,меня снова кормят,фотосессия на память,тепло прощаюсь с Андреем,Матвеем ,двумя Николаями и дальше,теперь к Виктору. В 21.00 я у Виктора,рассказал ему о поездке.Как обычно,перед моим приездом опять приходил медведь.Почему же мне так не везет?Белый гриб,барбарис,лягушки,ящерица…Их на крайнем севере кроме меня видели единицы людей,а всё это вместе может и никто не видел кроме меня.А вот с медведем за 30лет ни разу встречаться не приходилось,даже дочка видела семью медведей во вторую свою поездку на Собачье,а мне только следы и кучи достаются.Подарил Виктору сигнальницу с зарядами-ему там нужнее,снарядился и в 22.00 снова в путь.На сей раз недолго.При отходе от берега винт отвалился,стопорная гайка открутилась,видно допижонился реверсированием.Винт лежит на трехметровой глубине как перед тобой,но достать удалось не сразу.Шест с гвоздем соорудили.Потом долгое время подбирали гайку,там шаг резьбы 1,50.Соорудили с натягом из имеющихся наших.Отхожу не прощаясь,стал сразу суеверным.
17 июля
Погода чудесная,штиль,бакланы садятся на воду,но ход не очень хороший.В лодке откуда-то вода прибывает,вот наказание за коньяк с егерями!Ведь не пью же на воде,а тут столько проблем за две стопки…Борта и пайолы целы,утонуть не удастся в любом случае,так что вода не страшна,но вещи поднял повыше.За вчерашний ходовой день прошел всё озеро,торопиться было необходимо,самая опасная погода-это штиль.Теперь держу путь к избушке на Рыбной выше стоп-переката.Пришел,разобрался с водой-пробка самоотлива открылась,мелочи.Прекрасно выспался до 14.00.Съездил на точку рыборазвода попрощаться,опять заставили есть и пугали баней.На Кете какая-то аномальная зона неспровоцированной доброты.Простился,приехал к себе в избу и отдыхал до позднего вечера.Ощущение тихой радости и блаженс тва не покидает.В 23.45 двинулся по Рыбной в обратный путь
18 июля
Стоп-перекат проскочил с тоской-когда я ещё увижу эти места?На разливах Рыбной ниже видел гигантского орлана,на выходе из последнего переката 30ти километровой цепочки повредил винт,менять не стал,просто пошел потише.С 4.00 утра поднялся сильный северный ветер,гнал неслабую волну по речке,как здорово,что озеро прошел позавчера!В 8.00 уже на Мокутее,изрядно мокрый от брызг.Попались мне навстречу двое на надувнушке под 15ти сильной 4ехтактной Ямахой.Идут на Кету,как и я в прошлом году ничего не знают.Удачи вам,парни!Обносить перекаты на сей раз не стал,просто сплавил лодку придерживая веревкой. В 9 утра я уже перед Ороном на месте обратного волока.База и сон.Встал в 18,начал готовиться к переноске.Бензина и продуктов сейчас поменьше,думаю управлюсь значительно быстрее,чем 5суток волока сюда.В 20.00 начал таскать сразу на финиш,без промежуточной базы.
19 июля
9.00 перетаскал всё!За 13 часов!8ходок по 5км!Никакой я не чайник,всё делаю правильно!Ночью таскать значительно легче,комар и мошка не так досаждают,пару часов их совсем нет.Можно было и ещё быстрее,нижняя ступень спокойно проходится проводкой по правому берегу,да и верхняя ступень ведется по левому берегу до самого главного порога .Сегодня день отдыха,а может и два и три.Торопиться некуда,к родным газам не очень-то охота.Вечером встретил своих прошлогодних знакомых,обрадовались встрече,рассказал им о походе,мотают теперь на ус.
20 июля
3.47 старт с Орона,иду домой.В тундре хорошо,но не на Рыбной в этом месте,лучше займусь-ка я вплотную подготовкой похода на материк по Енисею.В 10.00 на Вальке.
До чего же это всё было здорово…
Выводы и наблюдения
1. Применил в походе гибкое планирование без четких дневных переходов.Задача подстроиться под погоду,самочувствие и водномоторные возможности.Никакого царизма над зверьми и побед над природой,просто сам являешься частью природы.Метод для одиночных походов рабочий,а может и единственно правильный.
2. Подъём по Рыбной под мотором возможен только по большой воде,до начала августа.
3. Северная природа сурова,но очень дружелюбна.Здесь нет змей,клещей,всегда можно найти дрова для костра и поймать рыбу.Не вспомню случаев нападения медведей на туристов и водномоторников,зато сколько угодно жертв от пьяных разборок,неумения пользоваться печкой, бытовых травм и несчастных случаев на воде.
4. Четырехтактные моторы небольшой мощности идеальны для дальних походов.На 650км ушло 65л бензина.
Фотографии к отчету